Производители мяса ищут новые ниши

Производители мяса ищут новые ниши

Из-за перенасыщения рынка свинины и курятины мясные компании вынуждены проявлять творческие способности по поиску новых ниш, ведь каждый потребитель – на вес золота. На рынке свинины буйствует конкуренция, а на рынке курятины – перепроизводство (в 2020 году курятину произвели больше 5 миллионов тонн, а потребили всего 4,5). Искали, искали и нашли – выбор мясных производителей пал на мясо индейки и утки, баранину и крольчатину.


Индейка

Для многих потребителей, мясо индейки – уже такой любимый продукт, хотя его история началась совсем недавно, только 15 лет назад. Именно тогда в его производство вливались большие инвестиции, оно выросло в 20 раз, а средний прирост выпуска с 2009 года составил 25%. Этот показатель – наивысший в мире. 

Кстати, знаете кто спас всю отрасль птицеводства в период пандемии 2020 года? Да, это опять индейка. Вопреки всему ее производство в кризисный шаткий год возросло на 20% или на 31 тыс. т, и птицеводческая отрасль в целом тоже вышла в плюс. Во многом, это заслуга крупных игроков, таких как “Дамате”, которые занимают 45,2% доли рынка, “Черкизово” (15%), Морозовская и Юргинская птицефабрики (6%). Все перечисленные агрохолдинги увеличили своё производство на 11-20% всего лишь за один год. 

Утка 

Многим может показаться, что утиное мясо не востребовано и непопулярно в РФ, но статистика упрямо говорит об обратном: с 2015 года эта отрасль выросла на 12%. Но не всё так гладко в утиной отрасли - доля промышленного производства уже много лет не может превысить 30%, остальная часть приходится на мелкие фермы и ЛПХ. Всё дело в том, что в России не сформирована культура потребления данного вида мяса, и вывести производство на промышленные масштабы очень сложно. 

В 2018 году крупнейший производитель утиного мяса “Донстар” потерпел скандальное банкротство, из-за чего доля выпускаемого мяса резко упала. Но уже в прошлом году “Дамате” взяла “под крылышко” заброшенную ферму, пообещав наладить массовое производство после модернизации площадки. Планы наполеоновские – в 2021 году предприятие обещало произвести 13 тыс. т. мяса утки. Таким образом, производство утятины к 2024 году может вырасти до 65 тыс. т., из которых около 20 тыс. т. планируется экспортировать. 

Баранина 

Потребление бараньего мяса в РФ стабильно увеличивается с 2013 года, но невысокими темпами. Эксперты считают, что у “кучерявого” рынка есть огромный потенциал роста и увеличения объемов производства по сравнению с птицей или свининой, причем и внутри страны, и за ее пределами. В прошлом году, несмотря на коронавирусный кризис, рынок вырос на 8%. Прогнозировался еще больший рост, но ограничения Россельхознадзора на поставки с юга и Северного Кавказа, где потребление баранины традиционно не дали планам осуществиться. 

Крупные игроки рынка, такие как “Мираторг” и упомянутый выше “Дамате”, активно инвестируют в производство баранины. В 2020 году выпуск ягнятины у «Мираторга» уже вырос на 85%.   

Крольчатина

Это еще один вид мяса, который начинает набирать популярность у российских потребителей. В период с 2015 до 2020 года производство кроличьего мяса уже выросло на 72%. Однако, ситуация схожа с рынком утки: на промышленное производство приходится всего лишь не более 15%, большая часть – это ЛПХ и небольшие частные фермы. Эксперты утверждают, что потенциальная емкость рынка - 300 тыс. тонн в год, а это почти на одном уровне с индейкой. 

Крольчатина – диетическое и эссенциально-ценное мясо, и такой повышенный интерес к нему связан в первую очередь с популяризацией ЗОЖ. Даже крупные сети заметили повышение спроса. Так, “Лента” утверждает, что продажи мяса кролика растут примерно на 5% в год. 

Другие виды нишевого мяса 

Некоторые игроки пробовали запускать промышленное производство страусятины, но оно оказалось нерентабельным. Существуют перепелиные фермы, но они в основном выращиваются для яиц. Есть фермы, специализирующиеся по цесарке, но спрос на это мясо слишком мал. 

В целом, решение для производителей нишевого мяса одно: наращивать спрос, например, за счет продвижения продукции в HoReCa. Потребитель сейчас часто хочет пробовать “что-нибудь новенькое”, за этим идут в рестораны или кафе. А если понравится – кто знает, может они захотят ввести это “новенькое” в свой постоянный рацион? Поэтому, вполне возможно, что фуд-сервис может стать двигателем нишевого мяса.

Обратите внимание

Системы микроклимата свинофермы зимой

Как использование системы вентиляции позволит создать оптимальные условия для содержания поголовья на свиноферме зимой?

19 ноября 2020 подробнее
Особенности выращивания и содержания зааненских коз

Зааненские козы считаются самыми продуктивными из молочных, но реализовать свой генетический потенциал могут только при правильном уходе.

14 июня 2019 подробнее
Влияние музыки на удои и качество молока

Плейлист для молочных рек от Агровент!

01 июня 2021 подробнее