Все мы будем вспоминать тот самый 2020-й, который выдался крайне непредсказуемым и неординарным годом, ещё очень долго. Последствия пандемии так или иначе затронули каждого жителя планеты, каждый сегмент бизнеса, вынуждая подстраиваться под новые условия работы и жизни.
В тоже время не всю трансформацию следует воспринимать с негативным подтекстом: например, в сельскохозяйственной отрасли и рынке производства продуктов питания успели сформировать тренды, речь о которых пойдет ниже.
В 2020 году COVID-19 научил людей уделять своему здоровью и здоровью своих близких значительно больше внимания. В моду вернулось здоровое питание, увеличилось потребление мяса и молока на душу населения. Исторический рекорд был достигнут в потреблении овощей. Фрукты и ягоды остались на том же уровне, что и в прошлом году.
Кроме того, в период пандемии потребители стали требовать альтернативные аналоги традиционных продуктов. В тренде стали растительные аналоги мяса. В Китае, например, производят растительные продукты — фрикадельки, говяжьи стейки, свиные ребрышки, раков и пельмени. Растительное мясо, которое производится на основе соевого белка и протеина из семян подсолнечника, набирает популярность и в России.
Один из главных аргументов повышенного спроса на растительное мясо – это польза для экологии и ресурсов. Кроме того, потребителям хочется попробовать что-то новенькое – и бургер из растительного мяса отличное решение.
Доля ввоза мяса из других стран оценивается в 6% от общего объема потребления. Из-за девальвации рубля импорт мяса в Россию стал невыгоден, а внутреннее производство возросло.
Для примера, доля импортной свинины упала на 98%. Снижение объемов иностранной свинины стало причиной стабилизации внутренних цен. Аналитики прогнозируют дальнейшее снижение цен на свинину в течение трех лет.
В 2019 году экспорт продукции АПК оценивался в около $25 млрд, в 2020 он вырос до $28 млрд, достигнув исторического максимума. В прошлом году поставки за рубеж мяса, мясопродуктов, сахара и кондитерских изделий достигли почти $1 млрд. Эти направления демонстрируют наибольшие темпы роста.
Значительно выросли поставки молока и мяса – на 42%, экспорт зерна увеличился на 20%, масложировая отрасль - на 19%, пищевая отрасль - на 16%. Китай - лидер по закупке российских агротоваров, на втором месте страны Евросоюза, затем Турция.
Пандемия спровоцировала резкий рост электронной коммерции, этот рынок вырос по отношению к 2019 году более чем на 30%.
Потребители, оказавшись заложниками ситуации (самоизоляция и страх заразиться вирусом), победили свои опасения по поводу некачественных и несвежих товаров, начали активно заказывать продукты через интернет.
Также возросла частотность онлайн-заказов и увеличился средний возраст потребителя – сервисами стали пользоваться даже люди старшего поколения.
В 2021 году ожидается дальнейшее развитие маркетплейсов, увеличатся вложения крупных инвесторов в отрасль. В итоге разные форматы будут интенсивнее сражаться за потребителя.